Социальные пособия пересчитают
Внесенные изменения затронут почти 2,7 млн. работающих в Санкт-Петербурге (независимо от пола и возраста), а также около двухсот тысяч петербурженок, родивших детей или намеренных стать матерью.
Цель изменения методики расчета пособий – сэкономить деньги Фонда социального страхования РФ (ФСС), за счет которого они выплачиваются. Фактически государство признает, что не готово обеспечить свои обязательства.
Мама – первое слово
В первую очередь, изменения затронут женщин, желающих родить ребенка. С 1 января все причитающиеся им пособия будут рассчитываться исходя из средней зарплаты за два, а не за один год, как до сих пор.
Объединяющие молодых мам организации феминистического толка убеждены, что «декретные» и «детские» уменьшатся, чуть ли не в десятки раз. Ведь у подавляющего большинства зарплата в 2010 году была выше, чем в предшествующем «кризисном» году. По расчетам «общественников», выиграют от нового порядка только пять процентов уходящих в «декрет» мам.
Официальная позиция правительства России по этому вопросу весьма противоречива. С одной стороны, в финансово-экономическом обосновании новой методики утверждается, что среднедневной размер пособия по беременности и родам увеличится в 2011 году почти на 6 процентов (с 413,69 до 438,30 руб.), а ежемесячного пособия по уходу за ребенком – аж на 20 процентов (с 4635 до 5547 руб.). С другой стороны, при сохранении количества выплачиваемых пособий их суммарный объем уменьшится почти на 9 процентов, что позволит сэкономить ФСС более 13 млрд. рублей в год.
До сих пор объем пособий только повышался: по данным регионального отделения ФСС, в Санкт-Петербурге, за 9 месяцев минувшего года было выплачено 159 тысяч пособий в связи с материнством на 6,1 млрд. рублей. Эта сумма соразмерна выплатам за весь 2009 год.
Президентская альтернатива
В тоже время, возможно, уже вступивший в силу механизм расчета пособий вновь могут пересмотреть – об этом в конце декабря минувшего года заявил Президент России Дмитрий Медведев: «В законодательство будут внесены изменения, чтобы женщина могла сама выбирать самый выгодный для себя период работы для расчета пособия», – пообещал глава государства.
Хотя и уже действующий закон предусматривает право женщины, которая не работала в один из предшествующих уходу в «декрет» годов (например, в 2009), выбрать для расчета пособия предыдущий (например, 2008). Поэтому, даже если обещанные Дмитрием Медведевым поправки примут и приобретут обратную силу, они вряд ли кардинально изменят ситуацию. Ведь, по данным статистического ведомства, средняя зарплата в Санкт-Петербурге стабильно повышалась за весь период наблюдений (начиная с 1992 года). Например, в 2007 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и выплаты социального характера в расчете на одного петербуржца составляли 17,7 тысяч рублей, в 2008 – 22,7, в 2009 – 24,2 тысячи. Какой бы год ни выбрала уходящая в «декрет» будущая мама – в большинстве случаев он окажется менее выгодным, чем последние два.
Их бин больной
Выплату пособий по временной нетрудоспособности («больничных») чиновники решили частично возложить на частные компании – работодателей. Если до сих пор они должны были за свой счет возмещать два дня болезни сотрудника, то с 1 января – уже три. Это позволит сэкономить Фонду социального страхования более 12 млрд. рублей в год.
Однако последствия такой «нагрузки» могут оказаться противоположными задуманным. Ведь с этого года существенно возрастает размер так называемых «зарплатных налогов»: теперь работодатели должны будут уплачивать в различные внебюджетные фонды от 26 до 34 процентов от фонда оплаты труда. До сих пор для большинства компаний, например, применяющих так называемую «упрощенку» малых предприятий, ставка составляла всего 14 процентов.
По мнению большинства экспертов, такая реформа вынудит многих предпринимателей уйти в тень: вернуться к практике полной или частичной выплаты заработной платы «в конвертах». Вероятность такого развития события признает и помощник Президента России Аркадий Дворкович. А в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Госдуму полагают, что возложение оплаты работодателем трех дней временной нетрудоспособности сотрудников может стимулировать массовый их отказ от выполнения своих обязанностей: «Это несомненное повлечет ухудшение материального положения ряда категорий граждан, а также снизит количество граждан, обращающихся в учреждения здравоохранения за получением листа временной нетрудоспособности и, следовательно, не получивших необходимой медицинской помощи», – констатировали парламентарии.
В тоже время надо признавать, что принятые изменения – некий компромиссный вариант: по первоначальным планам Правительства России планировалось в разы сократить размер «больничных». Ведь еще с советских времен размер пособия по временной трудоспособности зависел от непрерывного стажа работы. На сохранение в качестве «больничных» всей зарплаты могли рассчитывать трудящиеся со стажем не менее восьми лет. Отработавшие на благо Родины больше пятилетки получали 80 процентов средней зарплаты, меньше – всего 60 процентов. Если стаж прерывался (между увольнением и устройством на новую работу проходило больше трех недель) – право на получение повышенного пособия «обнулялось».
Такой порядок до 2007 года определялся принятым еще 80-х годах прошлого века постановлением ВЦСПС и Совета министров СССР. Конституционный суд России признал его незаконным: «Размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников. При том, что они могут подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж», – констатировал суд. Но законодатели де-факто игнорировали требования Конституционного суда России: вместо непрерывного трудового стажа они «привязали» пособие к понятию страховой стаж. То есть молодые специалисты, как и прежде, остались обделенными.
Теперь же Правительство России решило еще больше увеличить разрыв между опытными и начинающими работниками. По его планам с 2011 года 100 процентов среднего заработка выплачивать только имеющим стаж в 15 лет, 80 процентов – восемь и т.д. За счет такой дифференциации ФСС мог бы сэкономить более 10,5 млрд. рублей в год. Но эти изменения были отклонены депутатами Госдумы как антисоциальные.
Павел Нетупский
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.